В Южно‐Сахалинске прошло заседание Комитета по авиационной безопасности Международной Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации

04 июля 2010 г.

В Южно‐Сахалинске прошло заседание Комитета по авиационной безопасности Международной Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации

1 июля в Южно‐Сахалинске прошло значимое для островной и в целом российской авиации событие — заседание Комитета по авиационной безопасности Международной Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации.

На протяжении более десяти лет Комитет объединяет представителей государственной власти и общественных организаций, авиапредприятий, бизнес, ученых, практиков и широкий круг специалистов, чья деятельность и интересы связаны с проблемами авиационной безопасности России и других стран мира.
Целью мероприятия было представить участникам современное состояние уровня обеспечения авиационной безопасности, зарубежный и отечественный опыт в данном направлении, законодательное и техническое обеспечение, обсудить проблемы, тенденции и перспективы на отраслевом и региональном уровне с целью противодействия возрастающим угрозам терроризма на транспорте.

В конференции приняли участие более 60 человек: представители Росавиации, Ространснадзора, руководители и специалисты аэропортов стран СНГ (г. Москва, Мурманск, Сургут, Бугульма, Хабаровск, Красноярск, Омск, Казань, Якутск и др.), государственных, силовых структур и предприятий, связанных с обеспечением авиационной безопасности. На ней были обсуждены такие вопросы, как «Новые виды угроз и новые технические и технологические решения» «Создание комплексной системы безопасности населения на транспорте в сфере гражданской авиации» «Проблемы и перспективы развития подготовки персонала в сфере авиационной безопасности» и др.

В своем приветственном слове директор ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Антон Павлович Самойлов отметил, что в «последнее время мир и происходящие в нем процессы меняются, с активизацией терроризма меняются и проблемы в обеспечении жизнедеятельности объектов транспортной инфраструктуры, а значит, должны меняться задачи и подходы к их решению, что заставляет всех нас внести коррективы в мероприятия по усилению авиационной безопасности. И отрадно отметить, что в работе заседания принимают участие представители различных структур и ведомств органов государственной власти, науки и бизнеса, производителей и поставщиков технических средств обеспечения авиационной безопасности, общественных организаций и средств массовой информации, что еще раз свидетельствует о том, что тема обеспечения безопасности на транспорте стоит сегодня на одном из первых мест. Реально проблем достаточно много, они взаимосвязаны и решить их все сразу сложно. Ряд проблемных вопросов лежит на стыке транспортной, промышленной, оборонной отраслей и в плоскости законодательной базы»

А.П. Самойлов также выразил уверенность, что «состоявшееся заседание участников и гостей комитета по авиационной безопасности поможет обозначить и скоординировать ориентиры, в каком направлении нам всем двигаться дальше, а также задаст вектор наших совместных действий в деле укреплений авиационной безопасности, гармонизации воздушного законодательства, противостояния актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, организации и управления авиационной безопасностью на основе критериев качества, подготовки квалифицированных кадров, привлечение молодежи, создание условий для ее заинтересованности трудиться в авиации, особенно Дальнего Востока и Крайнего Севера, усовершенствования технического вооружения и технических процессов деятельности служб обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов»

В своем докладе начальник управления авиационной безопасности аэропорта «Южно‐Сахалинск» Борис Михайлович Бородин рассказал про опыт обеспечения авиационной безопасности в островном авиапредприятии.
ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск» имеет статус международного с 1990 года и осуществляет прием, выпуск и обеспечение авиационной безопасности воздушных судов гражданской авиации на внутрироссийских и международных линиях. Полеты из аэропорта «Южно‐Сахалинск» осуществляются в 11 городов России и 6 городов Азиатско‐Тихоокеанского региона (Япония, Китай, Южная Корея). Пассажиропоток в 2009 году составил 630 тыс. чел. В 2010 году планируется порядка 670 тыс. чел. Пассажирские и грузовые перевозки через аэропорт осуществляют 10 авиакомпаний, из них одна — иностранная. Спектр воздушных судов, осуществляющих полеты через аэропорт — от Ан-2 до Boeing-777 и Airbus-330 всех модификаций. Аэродром «Южно‐Сахалинск» допущен к приему и выпуску более 30 типов ВС. С учетом этого одно из подразделений САБ — ГПК и ДВС осуществляет предполетный досмотр, а в иных случаях и послеполетный, что накладывает на инспекторов САБ особую ответственность в выполнении норм и процедур по АБ.

Периметровое ограждение аэродрома составляет порядка 13 км. Охрану аэропорта по периметру осуществляет отдел вневедомственной охраны при УВД по городскому округу «город Южно‐Сахалинск».
Аэропорт «Южно‐Сахалинск» является аэродромом совместного базирования. На территории аэродрома базируется воздушные суда государственной авиации: Сахалинской таможни; 6 отдельного авиаотряда ФСБ России и гражданской авиации — а/к «САТ» и а/к «Авиашельф».

Охрану воздушных судов а/к «САТ», «Авишельф» и Сахалинской таможни осуществляет служба авиационной безопасности аэропорта. Охрана ВС авиации ФСБ России осуществляется личным составом войсковой части 2199.
В настоящее время в аэропорту имеется 15 единиц рентгенотелевизионных интроскопов. За последние 2 года существенно обновлен парк досмотровой техники, установлены 5 новых интроскопов на грузовом складе, зонах досмотра багажа международного и федерального секторов, в новой зоне досмотра пассажиров в федеральном секторе аэропорта, введена в эксплуатацию первая очередь системы контроля управления доступа авиаперсонала аэропорта и работников других организации, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта. Приобретены и установлены новые сертифицированные стационарные металлодетекторы (производство Италия) в досмотре федерального и международного секторов аэропорта. Также служба АБ оснащена локализатором взрывчатых устройств «Фонтан-2У» на 2ТНТ. В службе авиационной безопасности имеются 3 детектора паров взрывчатых веществ «Пилот‐М».

На входах федерального и международного секторов здания аэровокзала оборудованы зоны досмотра пассажиров. Досмотр осуществляется сотрудниками САБ совместно с ЛОВД аэропорта.
Все КПП и зоны досмотра пассажиров, членов экипажа, авиаперсонала, багажа, груза, почты, бортовых запасов оборудованы системой видеонаблюдения и кнопками тревожной сигнализации.
КПП-1 и КПП-2 оборудованы автоматическими воротами и автоматическими шлагбаумами. На КПП-1 установлена система принудительной остановки транспорта «Барьер», на КПП-2 – система «Еж». Система видеонаблюдения осуществляется 42 видеокамерами.
На ПЦН (пульт централизованного наблюдения) выведено 113 объектов охраны аэропорта.

По результатам досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов за 1 полугодие 2010 года сотрудниками САБ выявлено 118 человек, пытавшихся пронести в ВС запрещенные к перевозке предметы и вещества.
В ходе проведения предполетного досмотра обнаружено и изъято:
оружие всех видов и спецсредств – 10; легковоспламеняющихся жидкостей – 53 кг.; легковоспламеняющихся твердых веществ –18 шт.; пиротехнических средств -161 шт.; ядовитых, корризирующих и других веществ — 10,9 кг.; перевезено оружия и спецсредств пассажиров, изъятых на период полета –677ед, боеприпасов -17007шт.

Из планируемых на ближайшее время мероприятий по авиационной безопасности в аэропорту «Южно‐Сахалинск» можно говорить о модернизации, текущем ремонте, дополнительном укреплении периметрового ограждения, приобретении двух новых интроскопов пятого поколения.

Осуществление мер по авиационной безопасности строятся на тесном сотрудничестве с ЛОВД аэропорта, УВД Сахалинской области, УФСБ России по Сахалинской области, ГУ МЧС по Сахалинской области, Управления наркоконтроля, пограничных и таможенных властей в аэропорту с учетом оперативной обстановки как в Сахалинской области, так и в стране.