Цены на авиатопливо стали предметом обсуждения на уровне первых лиц

15 июля 2008 г.

Цены на авиатопливо стали предметом обсуждения на уровне первых лиц

Цены на авиатопливо стали предметом обсуждения на уровне первых лиц. Бороться с их ростом предлагается с помощью пошлин, госрегулирования тарифов и кадровых оргвыводов.

В минувшую пятницу Владимир Путин прямо пообещал: если ФАС не примет меры по авиатопливу, меры примут к чиновникам. «Нужно Федеральной антимонопольной службе, наконец, проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции. Если этого не будет <...> будут приняты соответствующие кадровые решения» — заявил он в Архангельске на совещании по ТЭКу (цитата по ИТАР‐ТАСС). Он счел недопустимой ситуацию, когда цены в России самые высокие в мире. По данным ИЦ «Кортес» сейчас в РФ керосин стоит в среднем 35 100 руб. за тонну (с налогами).

Реакции ФАС пока не последовало. Замруководителя службы Анатолий Голомолзин в конце недели для журналистов был недоступен. Но глава департамента службы Александр Пироженко говорит, что уже выдано поручение территориальным органам по проверке ценообразования и есть результат: возбудили дело на Сахалине.

Между тем Путин предложил еще и разрушить монополию топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах, призвав к практике долгосрочных прямых договоров авиакомпаний с производителями топлива. А если рост цен продолжится — строить альтернативные ТЗК.

Глава Росавиации Евгений Бачурин в пятницу же предложил ввести госрегулирование тарифов на заправку и хранение керосина. Его поддержал вице‐премьер Сергей Иванов: ведомства получили поручение внести предложения по передаче Федеральной службе по тарифам функций по формированию тарифов для ТЗК.

Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов, в свою очередь, выступил за расширение числа участников торгов нефтепродуктами на Санкт‐Петербургской бирже, выделение керосина в отдельную категорию товарной номенклатуры и введение экспортной пошлины, передал «Интерфакс»

Документы по пошлине пока в Минэкономразвития не поступали, говорит источник в министерстве. Какой ее размер имел в виду Окулов, в «Аэрофлоте» «Ведомостям» не уточнили. Директор по развитию ИЦ «Кортес» Павел Строков напомнил, что с 1 июня на светлые нефтепродукты она составляет $280,5 за тонну. Но в 2007 г. из 9,1 млн т произведенного керосина вывезено только 1,6 млн т, говорит он, и пошлина проблем не решит. Руководитель торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский согласен, что на рынке нет дефицита и цены растут из‐за монополизации со стороны ТЗК. Решать проблему он предлагает через торги керосином на бирже: «Прямые контракты с нефтекомпаниями ни к чему не приведут, они благодаря территориальному доминированию будут диктовать свою цену. А авиаторы должны иметь выбор» ТОАП хочет через полтора месяца запустить торги керосином на торговой площадке РТС, где выступит маркет‐мейкером.

Представители крупных производителей топлива, таких как «Газпром нефть» и «Лукойл» от комментариев пока воздерживаются.

По материалам www.aviaport.ru