«Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания». 28 октября 2016 г. Начальник смены отдела досмотра службы авиационной безопасности Татьяна Середа: «У меня всегда душа болит за аэропорт…»

28 октября 2016 г.

«Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания». 28 октября 2016 г. Начальник смены отдела досмотра службы авиационной безопасности Татьяна Середа: «У меня всегда душа болит за аэропорт…»

«Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания». 28 октября 2016 г.

Начальник смены отдела досмотра службы авиационной безопасности Татьяна Середа: «У меня всегда душа болит за аэропорт…»

Юная Татьяна пришла в аэропорт сразу после школы, просто потому что знала, что здесь всегда нужны люди. Как говорит героиня нашего рассказа, это вовсе не призвание, а стечение обстоятельств. Татьяна Владимировна работает в одной из самых важных и интересных структур аэропорта вот уже 32 года. О том, через что пришлось пройти и что необходимо, чтобы быть достойным руководителем, Татьяна Середа рассказала в нашем интервью.

– Как сейчас помню, я пришла в аэропорт в феврале 1984 года, в тот день была сильная метель. Я начала свою карьеру с должности оператора по питанию.

Так уж вышло, что я не поступила в Киевский институт гражданской авиации, и мой руководитель Анна Касимовна Пятышина посоветовала поступить в Хабаровский институт железнодорожного транспорта. Получив образование, я стала инженером‐экономистом путей сообщения. Недолго думая, после окончания института я собралась и ушла на завод инженером по планированию в плановый отдел. Уходя, думала – все‐таки у меня теперь высшее образование! Амбиции взяли свое, – вспоминает Татьяна Владимировна, – а душа болела за аэропорт, поняла, что мое место здесь, так и вернулась. Анна Касимовна при возвращении сказала мне: «Предателей не берем!», но все‐таки взяла обратно дежурной по досмотру и регистрации.

О том периоде трудовой деятельности у Татьяны Владимировны осталось немало воспоминаний. Сейчас женщина с улыбкой рассказывает, как после метелей дежурные оставались на работе на сутки, пока оставалась необходимость вывоза основных пассажиров, одна смена всегда помогала другой. Бывало, приходилось встречать самолет, выводить пассажиров в город (тогда автобусов на перроне не было), а уже пора вести следующих пассажиров на вылет, так и бегали от трапа к выходу и обратно 2–3 часа подряд.

– Помню, как ночью между рейсами сидели всей сменой в перевозках вязали багажные бирки, а начальник смены Ольга Валентиновна Ветошкина вслух читала приказы, чтобы все слышали и знали. Расписание и документы знали как «Отче наш», – улыбаясь, рассказывает Татьяна.

За время работы в аэропорту наша героиня сменила несколько должностей и отделов, Татьяна Владимировна прошла путь от оператора по питанию до начальника смены отдела досмотра службы авиационной безопасности.

1 мая 1987 г. Коллектив аэропорта «Южно‐Сахалинск» на демонстрации

В начале 90-х в аэропорту была создана служба авиационной безопасности и отдел досмотра стал самостоятельной структурой. Специалистов отдела досмотра, а их тогда работало по двое в смене, направили на учебу в центр «АБИНТЕХ» («Авиационная безопасность и новая техника») в Шереметьево. Первые специалисты получили сертификаты, и отдел досмотра начал расширяться. К специалистам отдела раз в год направляли преподавателей, в обязательном порядке все проходили обучение.

Работа на досмотре пассажиров, несмотря на слаженность и системность, является совсем не простой как физически, так и с точки зрения психологии. От качества работы инспектора по досмотру зависит безопасность всех пассажиров, которые полетят в одном самолете. Важно не только искать при пассажире запрещенные предметы, но и уделять внимание поведению людей.

Во‐первых, надо видеть в мониторе не только то, что лежит в багаже, необходимо смотреть глубже, соединить содержимое в единую картинку, эти навыки можно получить только с опытом. Сейчас выходит столько новых гаджетов, и все их необходимо распознать. Каждый день видим в экране монитора что‐то новое. Во‐вторых, стоит сказать, что люди бывают разные. Ко всем необходимо найти свой подход, со всеми наладить контакт. Бывают ведь и такие пассажиры, кто совершенно против того, чтобы к ним прикасались, но ведь металлоискатель всего не увидит. В таких случаях необходимо искать к человеку индивидуальный подход: или превратить все в шутку, или объяснить ему, или дать человеку встряхнуться, успокоиться и продолжить свою работу. За день через наш досмотр проходит более двух тысяч человек. Две тысячи совершенно разных людей, – делится нюансами работы Татьяна Владимировна.

Татьяна Владимировна Середа слева

Раньше, конечно, работать было сложнее. Перчаток не было, открывали сумки и осматривали вещи пассажиров голыми руками, порой руки резали, чего только не было! Но случались в моей практике и исключительные случаи. Когда мы еще не досматривали багаж, шел чемодан, а в нем, сразу видно, оптический прицел. Подняли данные, вызвали пассажира, снимаем багаж, досматриваем, а там ружье без номера. Говорит, просили передать. Один раз девчонки в ботфортах пытались пронести газовый баллончик. Тогда еще руками не досматривали и сначала ничего не заметили. Но состояние у меня было тревожное. Вызвали их из накопителя, перепроверяем, а там и, правда, газовый баллон. С опытом становишься более бдительным, понимаешь, на что именно стоит обратить внимание.

Мы работали с Людмилой Петровной Абрамовой, сейчас она на пенсии. Людмила Петровна была «ас» по досмотру, она обучала нас всем премудростям и тонкостям профессии. Как правильно разговаривать с людьми, как сделать так, чтобы пассажир все сам рассказал и показал, учила выдержке, умению видеть в мониторе не все подряд, а именно то, что нужно. И научила грамотно общаться со своим коллективом, грамотно им управлять, чтобы коллектив работал как единый живой организм.

Будучи руководителем, Татьяна Владимировна Середа имеет авторитет и уважение своих коллег и подчиненных. Татьяна Владимировна считает, что к людям нужно применять индивидуальный подход: – В одной смене работает 25 человек со своим характером, своим мнением. Достойный руководитель должен так грамотно выстроить работу отдела, чтобы с утра каждый знал, где и в какое время он должен находиться, какой у него сегодня фронт работы. Я стараюсь быть к подчиненным добрее, но каждый должен знать свою работу и не допускать конфликтных ситуаций. У нас очень дружная смена, каждое лето выезжаем отдыхать все вместе на природу, в бухту Тихую, Таранай или на базу отдыха. Этой традиции не изменяем.

9 мая 1985 г. Восхождение на пик Пушкина

P.S. Беседовать с Татьяной – сплошное удовольствие! Жизнерадостная, деловитая, энергичная! С первых минут понимаешь, что перед тобой удивительная женщина, в которой гармонично уживаются женское обаяние и армейская дисциплина. У героини нашего рассказа много друзей, которые также как и она не терпят фальши в отношениях, прощают друг другу слабости и сохраняют традиции. Приходит в голову мысль, что с таким человеком, как Татьяна Середа, можно смело пойти в разведку! Мы часто повторяем эту фразу о тех людях, кто соответствует нашим представлениям о верности, долге и чести. Несмотря на то, что сегодня (Слава Богу!) мирное время, работа в службе авиационной безопасности – это проверка на прочность каждый день, это противодействие международному терроризму и преступности….

Завершая интервью, мы попросили Татьяну поделиться мыслями о будущем и пожеланиями коллективу аэропорта «Южно‐Сахалинск».

Конечно, нам всем очень хочется, чтобы появился новый аэровокзал. Об этом много говорится, но уже хочется посмотреть на новые технологии, чтобы досмотру было, где развернуться. Сейчас в накопителе бывает до 600 человек, а накопитель рассчитан всего на 100. Пассажирам хочется пожелать быть более внимательными, к своим вещам, к своим документам, к правилам перевозок и полетов. Коллективу – процветания, продвижения, новых знаний. Хочется, чтобы нам на смену пришла молодежь, которая хотела бы быть лучше нас.