«Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания»: 14 октября 2016 г. Ветеран сахалинской авиации Любовь Ивановна Чернова: «Хочу повернуть время вспять и вернуться на любимую работу»
Бывают люди, которые с первых секунд общения каким‐то удивительным образом располагают к себе, покоряют своей энергией и оптимизмом. Они молоды в душе и, кажется, они неподвластны возрасту. В их числе – ветеран сахалинской авиации Любовь Ивановна Чернова. В свои преклонные года она бодра, подвижна и охотно принимает гостей в своей небольшой квартирке на улице Авиационной. По таким случаям героиня нашей истории надевает свою рабочую форму: строгую юбку‐карандаш, приталенный жилет темно‐зеленого цвета и, непременно, туфли‐лодочки на шпильках! В интерьер квартиры Любови Ивановны, больше похожей на музей островной авиации, вписаны редкие сувениры, заслуженные награды, памятные фотографии. Все эти вещи, так или иначе, связаны с аэропортом «Южно‐Сахалинск» — предприятием, которому Любовь Ивановна Чернова посвятила всю свою жизнь…
– Можно сказать, я – коренная сахалинка. Родилась в Рыковском (ныне- Тымовском) районе в конце 20-х годов прошлого столетия. Моего папочку в 1892 году двухлетним малышом привезли на остров как ребенка каторжанина. Он прожил на Сахалине до самого своего ухода (в 92 года!), так и ни разу не выехав за пределы острова. До самозабвения любил эту землю! Мамочка моя приехала позже, уже после отмены каторги, в начале 20-го века из Пензенской области. Моя семья до 1936 года жила в селе Воскресеновка, затем мы переехали в Александровск – прежнюю столицу Сахалина.
– Я не скажу, что с детства мечтала об авиации. Да и не было его, этого счастливого детства. Подростками мы трудились на полях, растили и собирали картошку. Во время Великой Отечественной войны, учебный год в школе начинался первого октября, а не первого сентября. Этот месяц нам давался для работы в поле. И в один из тех рабочих дней я сорвалась с идущей на большой скорости машины на шоссейку и повредила ногу. Сильно хромала, врачи даже говорили об ампутации. К счастью, мне встретился доктор (всю жизнь ему благодарна!), который поставил меня на ноги и вернул к нормальной жизни. Правда, о той юношеской травме напоминает хромота. Вот поэтому я всегда хожу на каблуках — их когда‐то мне и прописал тот самый доктор. Так что и в 88 лет в моей жизни есть место шпилькам, – улыбается Любовь Ивановна.
В Южно‐Сахалинск Любовь Чернова приехала 23-летней молодой девушкой. Из Александровска в островную столицу в далеком 1951 году ее привез муж. Работать не разрешал, опасался, что полученная травма плохо скажется на ее здоровье. Так продолжалось семь лет, по истечению которых она (во время отсутствия супруга в городе) набралась смелости и пришла в аэропорт. Тогда он располагался на территории Большой Елани – известного южно‐сахалинского городка авиаторов.
Любовь Ивановна Чернова с сыном Александром, курсантом пожарно‐технического училища, 1974 г.
– Я тогда закончила курсы счетоводов и решила попытать счастья. В аэропорт меня взяли кассиром в отдел перевозок на неполный месяц – был испытательный срок, все как положено. Меня принимал Семен Петрович Олиференко. Вот с этого момента я заболела авиацией. Иногда, бывает, смотрю в окно на улицу, на миг закрываю глаза и вижу летное поле. Тогда здесь, в Елани, проходила полоса. Мы принимали и обслуживали АН-2, ЛИ-2 и ИЛ-14.
Кем я только не была за сорок один год работы! И кассиром, и диспетчером по загрузке самолетов, и дежурной по посадке, и администратором. Несколько месяцев даже в отделе кадров работала – руководитель службы Людмила Ивановна Бекетова меня взяла со словами: «Хватит бегать, тут поспокойнее будет». Но, честно признаюсь, кабинеты и бумажки – это не мое. Мне нравится быть с людьми, общаться, помогать. Так что, в кадрах я не задержалась. Кстати, с Людмилой Ивановной (первый руководитель кадровой службы южно‐сахалинского аэропорта с 1968 по 2015– прим. авт.) до сих пор поддерживаю связь. Она сейчас живет в Подмосковье, мы часто звоним друг другу.
Тамара Грачева, Валентина Манжикова, Людмила Бекетова, Сталий Коняшов, Любовь Чернова, Лидия Морозова
За четыре с лишним десятилетия работы бывало всякое: и лично загружала самолеты, и билеты выписывала (в советские времена их можно было приобрести только по спискам), и пешком из Елани по рельсам в метель добиралась на работу.
Какого‐то особого отдельного случая и не припомню. Каждый мой день, проведенный на рабочем месте, был удивительным. Я любила свою работу. До такой степени, что в 70 лет не хотела уходить на заслуженный отдых. Помню, прихожу, а мне ключи не дают. Сейчас эти воспоминания вызывают улыбку, а тогда было не до смеха. Начальствовал тогда Владимир Иванович Багров. Я к нему. Он мне с порога: «Милая Любовь Ивановна, так возраст же!». Я ему в ответ: «Володя, какой возраст? У меня в паспорте ошибка». Глава аэропорта расхохотался…
Я ушла на пенсию в 1998 году в новой форме. Ее тогда только‐только сшили. Так что, толком и не поносила. Одеваю иногда, когда приглашают на различные мероприятия. Мне очень приятно, что меня не забывают коллеги. Поздравляют с днем рождения, праздниками. Столько лет прошло, а помнят меня!
Поздравление ветеранов аэропорта «Южно‐Сахалинск» на День Победы
Бывает, заскучаю по аэропорту и своим девочкам. Сяду в автобус, приеду, пройду в зал ожидания, устроюсь на кресле у окошка и, глядя на самолеты, разгадываю кроссворд. И так тепло‐тепло на душе сразу становится. Иногда заглядываю в свой родной отдел перевозок. Там меня встречают Вера Багаева, Светлана Гаус, Ольга Лапина и многие другие. Это для коллег они имеют должности и звания. А для меня это – девочки, я помню их совсем еще молоденькими, – рассказывает Любовь Ивановна.
На празднике авиации в Синегорье
Даже находясь на заслуженном отдыхе, Любовь Ивановна ведет активную жизнь, не пропускает ни одной художественной выставки (завсегдатай музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»), помогает ветеранам, которым уже хорошо за 90. Всегда ухожена, с аккуратной прической и ярким маникюром:
– А что, даже в 88 лет мне важно оставаться Женщиной! Выходя на люди, я все свои болячки и проблемы оставляю дома. Жизнь так быстротечна, что глупо зацикливаться на проблемах. Я не знаю, сколько мне еще отмерил Бог, но я ему благодарна за каждый прожитый день! А еще за то, что на моем жизненном пути был (и есть!) наш южно‐сахалинский аэропорт.
Любовь Ивановна Чернова с Тамарой Владимировной Грачевой, октябрь 2016 г.
P.S. Мы записали интервью с Любовью Ивановной в субботу. Выходили от нее с чувством радости и боли. События, которые происходили в ее жизни позже, на пенсии, были очень тяжелые… Об этом мы не будем писать. Важно то, что глаза Любови Ивановны, по‐прежнему, светятся радостью и добром. Сколько сил нужно, чтобы несмотря на страшные скорби, продолжать с теплотой и участием относиться к людям!
Любовь Ивановна умеет дружить, со своей школьной подругой, которая сейчас живет в Санкт‐Петербурге, они поддерживают теплые отношения уже почти 80 лет. Любовь Ивановна ухаживает за ее сестрой в Южно‐Сахалинске, которой исполнилось 96 лет……
Пожалуй, каждому, кому приходилось сотрудничать с нашей героиней, есть что о ней рассказать. Такими теплыми словами Любовь Ивановну охарактеризовала глава здравпункта АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Татьяна Николаевна Мельникова:
Любовь Ивановна – человек несгибаемый, не поддающийся ни на какие жизненные провокации. Она все выдерживает и становится еще прочнее! Она человек очень жизнерадостный, влюбленный в жизнь. У Любови Ивановны можно только поучиться ловить радостные моменты, любить и ценить свою жизнь. Как поется в известной песне «Есть только миг, за него и держись», Любовь Ивановна, как никто другой, держится за каждый счастливый миг своей жизни.
Работники связи аэропорта «Южно‐Сахалинск»
После совершения посадки
На демонстрации, 1963 г.
Людмила Ивановна, Григорий Иванович и Мария Ивановна Черновы, брат и сестры